Интервью >>
<<< | >>> |
Модная индустрия в России в 2015: мнения экспертов
В ближайшие несколько лет мы станем зрителями и, к сожалению, участниками реалити-шоу под названием «Девальвация. Перезагрузка». Как в таких условиях проводить аналитические исследования, осуществлять достоверные прогнозы, рассчитывать реальные закупки на следующий сезон?
Девальвация как неизбежностьОб угрозе валютного кризиса в России с последующей девальвацией рубля экономисты говорили еще осенью 2013 года, задолго до драматических событий на Украине, крымского вопроса и введения санкций. Предпосылки известны: замедление роста цен на нефть, начало стагнации, растущий внешний долг (сальдо в III квартале достигло рекордной отметки со времен дефолта 1998 году – $1,1 млрд), отток капитала (до $60 млрд в 2014 году, по оценкам Центра развития ВШЭ), в результате чего дефицит валюты ориентировочно должен был составить $75 млрд.
Обострения ситуации аналитики ожидали во втором квартале 2014 года, правда, на тот момент они видели два возможных способа компенсации дефицита: с помощью Центробанка, который мог выбросить на рынок средства из своих валютных резервов, или за счет займов на внешних рынках. Но на деле оказалось, что в резервном фонде осталось мало средств: все последнее время Центробанк как мог раздвигал валютный коридор, делая курс рубля более рыночным, а введение санкций не оставило возможностей для займов за рубежом. В итоге единственной мерой, как и предрекали пессимисты, оказалась старая, но недобрая девальвация. «Уже в январе очень чувствовалось изменение курса евро, было ясно, что начинается неблагоприятный период», – говорит Вероника Шиляева, директор московского мультибрендового бутика Gallery 1.61. Так что сегодняшний кризис не стал для ритейлеров сюрпризом. Валютный кризис фактически кризисом не является, – убежден Дмитрий Политов, маркетолог-аналитик Tommy Hilfiger Group. – Процесс девальвации начался не сегодня и был очевиден уже давно. Падение цен на нефть лишь усилило соблазн государства сыграть в эту игру. В условиях отсутствия инвестиций в стране и ухода с рынка иностранного капитала обвал рубля – самый быстрый и очевидный способ сбалансировать бюджет. Но, к сожалению, девальвация – это очень болезненная прививка для экономики. Ремиссия наступит быстрее, если только государство, как единственный оставшийся источник инвестиций в стране, начнет проводить осознанную экономическую политику». По мнению Дарьи Ядерной, управляющего директора Esper Group, в новой реальности нам предстоит прожить от 2 до 5 лет. Прогноз директора департамента долгосрочного стратегического планирования Минфина Максима Орешкина более расплывчатый: «Для возвращения к нормальной ситуации потребуется год-два после отмены санкций». Предупрежден – не значит вооруженОжидаемость кризиса, увы, не всегда означает возможность хорошо к нему подготовиться, потому что каждый кризис, как выразилась Елена Когель, коммерческий директор молодой российской марки «Анна Чапман», имеет свои особенности и свои последствия. Отличительной и, наверное, самой неприятной чертой нынешнего кризиса является то, что он исключительно наш, российский. В такой ситуации даже отечественные бренды при небольшом размере компаний-владельцев оказываются неповоротливыми. «Какая может быть гибкость, если сырьевой вопрос внутри страны не решен? – сетует Елена Когель. – Переориентироваться не на что: наша промышленность производит совсем небольшое количество тканей довольно странного дизайна и качества, да еще и на зарубежном сырье, из-за чего по цене их закупка выходит еще дороже. Теоретически подстраховаться можно за счет повышения розничных цен, но тогда происходит выпадание из рынка». Так что предположение Анны Тюхтиной, маркетолога компании Mushel, что «сейчас должны воспрянуть духом российские дизайнеры и производители, потому что они не столь зависимы от валюты и цены на их продукцию однозначно будут более выигрышными в сравнении с западными конкурентами», не совсем верно. Чтобы они действительно смогли воспрянуть духом, необходимы инвестиции в производство, появление которых, по идее, и должна спровоцировать девальвация. «Если инвестиции не будут расти, нас ждет обвал, который отбросит страну лет на 15 назад», – считает Дмитрий Политов. Новичкам везет большеПо мнению Дмитрия Политова, те игроки, которые «ставят на обвал», уже сейчас будут сворачивать бизнес или продавать его стратегическим около-государственным и другим долгосрочным инвесторам. Ставки на обвал с каждым днем увеличиваются: с российского рынка уже ушли иностранные сети Esprit, OVS, River Island, New Look, российский «Вояж», финский Stockmann заявил о выводе 20 магазинов Seppala, из 10 магазинов кожгалантереи московской сети Domani в Петербурге теперь работают только четыре, и это далеко не полный список пропавших. Шопинг уже не тотПо прогнозу Euromonitor, объем российского рынка одежды в 2014 году должен был составить $58,69 млрд, показав рост на 4% по сравнению с 2013 годом. Прогнозы российских аналитиков оказались гораздо менее оптимистичны. Вторая часть иероглифаКризис принято воспринимать не только как проблему, но и как открытие новых возможностей. Есть ли что-то позитивное в нынешней ситуации? «Никаких новых возможностей этот кризис не предоставляет, – считает Дмитрий Политов, – поскольку это не кризис, а комплекс осознанных действий государства, направленных на перераспределение богатства внутри страны в пользу самых богатых и самых бедных». Текст: Анна Комиссарова /profashion.ru |
| ||||
| ||||
Последние новости
Дизайнер Вера Костюрина: коллекция одежды весна–лето 2015 >> 2 ноября 2014 года в рамках Недели моды в Москве дизайнер Вера Костюрина представила новую коллекцию женской и мужской одежды Vera Kostyurina Spring-Summer 2015...